![]() Авторизация
|
Бюджетирование в 1С:УПП.Пример составления гибкого бюджета производства для различных уровней деловой активности в конфигурации 1С:УПП 8 (ред.1.3)Гибкий бюджет по своей форме и составу показателей совпадает с обычным бюджетом, однако составляется в нескольких вариантах, отражающих различные объемы деловой активности. В случае составления бюджета производства объемом деловой активности следует считать запланированный объем выпуска. Постановка задачи.
Рассмотрим пример составления гибкого бюджета производства в 1С:УПП на примере следующих исходных данных:
|
Затрата | Стоимость (руб.) | Количество |
---|---|---|
Прямые затраты |
4.76
| |
Производственные материалы |
2.95
| |
Материал 1 (шт.) |
1.45
|
1
|
Материал 2(м3) |
1.5
|
10
|
Зарплата основных рабочих |
1.81
| |
Расценка по операции 1 |
0.36
|
1
|
Расценка по операции 2 |
1.45
|
1
|
Переменные накладные затраты |
1.117
| |
Зарплата вспомогательного персонала |
1.1
| |
Смазочные материалы |
0.012
| |
Обтирочные материалы |
0.005
| |
Электроэнергия |
0.1
| |
Итого: |
5,977
|
Затрата | Стоимость (руб.) |
---|---|
Постоянные затраты |
11 750
|
Амортизация |
2 000
|
Зарплата упр.персонала |
9 500
|
Канц.товары |
250
|
В зависимости от спроса на изделие месячный объем выпуска может колебаться в диапазоне от 400 до 1000 шт. Необходимо составить 4 варианта бюджета с шагом 200 шт. Необходимо составить гибкий бюджет на октябрь 2010.
После ввода спецификацию необходимо установить основной на дату, предшествующую дате составления бюджета (лучше всего начало года ).
Наименование статьи | Учет по сумме | Учет по количеству | Учет по номенклатуре |
---|---|---|---|
Объем деловой активности |
![]() |
![]() |
![]() |
Прямые затраты | |||
Зарплата основных рабочих |
![]() |
|
|
Основные материалы(расход) |
![]() |
![]() |
![]() |
Переменные накладные затраты | |||
Зарплата вспомогательного персонала |
![]() |
|
|
Обтирочные материалы |
![]() |
|
|
Смазочные материалы |
![]() |
|
|
Электроэнергия |
![]() |
|
|
Постоянные затраты | |||
Амортизация |
![]() |
|
|
Зарплата упр.персонала |
![]() |
|
|
Канц.товары |
![]() |
|
|
Код | Наименование | Статья оборотов |
---|---|---|
000000001 | Объем деловой активности | Объем деловой активности |
000000002 | Прямые затраты | |
000000003 | Зарплата основных рабочих | Зарплата основных рабочих |
000000004 | Основные производственные материалы | Основные материалы(расход) |
000000005 | Переменные накладные затраты | |
000000006 | Зарплата вспомогательного персонала | Зарплата вспомогательного персонала |
000000007 | Обтирочные материалы | Обтирочные материалы |
000000008 | Смазочные материалы | Смазочные материалы |
000000009 | Электроэнергия | Электроэнергия |
000000010 | Постоянные затраты | Постоянные затраты |
000000011 | Амортизация | Амортизация |
000000012 | Зарплата упр.персонала | Зарплата упр.персонала |
000000013 | Канц.товары | Канц.товары |
В нашем примере нам потребуются 2 источника данных: планы производства, содержащие планы выписка Изделия 1, и данные справочно-нормативной системы, привязанные к планам производства.
В соответствии с исходными данными нашего примера для сценария "Гибкий1" создадим план производства на 400 шт. Изделия 1. Для установки цен по кнопке "Цены и валюта" нужно указать тип цен – "Плановая себестоимость". В колонке "Спецификация" в нашем примере необходимо выбрать спецификацию "СП на Изделие 1". Дата планирования в соответствии с постановкой задачи – 01.10.2010.
Далее аналогично (можно копированием) следует создать еще 3 документа: для Сценария "Гибкий2" на 600 шт., для Сценария "Гибкий3" на 800 шт. и для Сценария "Гибкий4" на 1000 шт.. Опишем источник данных для плана производства. Для этого в справочнике "Источники данных для расчетов бюджетирования" введем новый элемент "Планы производства: обороты". В качестве источника выберем одну из стандартных источников, предлагаемых типовой конфигурацией "1С:УПП 8 (ред 1.3)" - "Планы производства: обороты"(Разделы управленческого учета). При выборе автоматически установятся: наименование, границы данных, показатели. Далее необходимо установить связи с измерениями бюджетирования и условия на отбор.
На закладке отбор обязательно нужно установить условие для сценария, так как в тех документах подсистемы бюджетирования, которыми мы будем пользоваться, нет возможности установить отбор по сценарию.
Таким образом, в справочнике "Источники данных для расчетов бюджетирования" должно появиться 4 источника (по числу сценариев). После записи источника кнопкой "Проверить" можно посмотреть, какие данные будут выбраны системой для дальнейшей обработки в соответствии с настройкой источника.
Для получения данных о затратах нам придется объединить данные 5-ти таблиц: планы производства, спецификации, плановая себестоимость, технологические карты, расценки. Логика выборки данных будет следующей: в планах производства есть количество выпускаемой номенклатуры, для которой указаны спецификации. В спецификациях указано количество комплектующих, статья затрат. Для каждой позиции комплектующих нами была установлена плановая себестоимость. Умножив себестоимость на количество комплектующих и количество изделий по плану выпуска получим сумму затрат по сценарию для материалов. К спецификации может быть привязана тех.карта из которой можно узнать сколько операций и по каким расценкам нужно выполнить для производства одного изделия. Умножив количество изделий на количество операций и расценку получим сумму затрат по сценарию для оплаты труда.
Описать источник данных с таким сложным алгоритмом выборки можно только с произвольного запроса. На панели действий формы нажмите "Произвольный запрос" и введите текст запроса на закладке "Настройка/Запрос". На закладке "Настройка/Параметры" укажите значение параметра "Плановая Себестоимость" (Тип значения - справочник "Типы цен номенклатуры").
На закладке "Данные" нужно установить границы и связь с измерениями.
При помощи этого источника нам предстоит получить данные для 2-х статей бюджета ("Зарплата основных рабочих" и "Основные производственные материалы") и 4-х вариантов сценария (Гибкий1…Гибкий4). Таким образом, в справочнике "Источники данных для расчетов бюджетирования" должны появиться 8 записей, отличающихся только закладкой "Отбор". Предположим, что расходы по статье затрат "Основные производственные материалы" у нас всегда соответствуют статье оборотов "Основные материалы(расход)", а расходы по статье затрат "Зарплата основных рабочих" всегда соответствуют статье оборотов "Зарплата основных рабочих".
Следует отметить, что предлагаемая настройка запроса для статьи оборотов работает только в рамках нашего примера. Современные предприятия могут использовать сложные спецификации, включающие в себя полуфабрикаты и узлы. К спецификациям на полуфабрикаты могут быть привязаны дополнительные тех.карты. Процесс расчета затрат и разузлования спецификаций уже нельзя будет провести в рамках настройки произвольного запроса для источника данных. Кроме того, следует иметь в виду, что такой запрос будет занимать много времени на выполнение, и отчеты по статьям оборотов подсистемы бюджетирования будут строиться очень медленно. Решением этой проблемы могло бы стать хранение данных расчета затрат для себестоимости в регистрах "1С:Предприятие 8". С этой точки зрения можно взглянуть на документ "Расчет плановой себестоимости", который был добавлен разработчиками в ред.1.3.
Этот документ позволяет рассчитать плановую себестоимость продукции в соответствии со спецификацией. То есть, для отобранной номенклатуры продукции по основной спецификации автоматически определяется состав и количество комплектующих, а стоимость комплектующих определяется по указанному типу цен. Таким образом, плановая себестоимость продукции рассчитывается равной суммарной стоимости комплектующих, входящих в основную спецификацию. Результаты расчета себестоимости при нажатии кнопки "Рассчитать" помещаются на закладку "Себестоимость", а данные для расчета – на закладку "Состав затрат".
К сожалению, данные о расценках из тех.карты, закрепленной за основной спецификацией автоматически на закладку "Состав затрат" не попадают, при необходимости можно добавить новые затраты вручную, при этом себестоимость будет автоматически пересчитана. При добавлении новых затрат для выбора доступен только справочник "Номенклатура", связь с расценкой тех.карты и статьей затрат на производство при этом теряется. В силу этих причин использовать перспективную задумку разработчиков с документом "Расчет плановой себестоимости" в рамках нашего примера не удалось.
Данные о переменных накладных расходах.
Для расчета сумм переменных накладных расходов удобно воспользоваться механизмом расчета оборотов зависимых статей по влияющей статье. Нам понадобится документ "Установка зависимостей оборотов по статьям".
В качестве влияющая статья выступает "Объем деловой активности". В нее из планов производства будет попадать количество выпускаемой продукции. Реквизит "Номенклатура" тоже следует заполнить, так как для других видов продукции величина переменных накладных расходов на единицу может отличаться.
В соответствии с постановкой задачи, данные по зависимым статьям не нужно детализировать с точностью до отдельной номенклатурной позиции – достаточно общей суммы по статье. Поэтому, кроме колонки "Статья оборотов" нужно заполнить колонки "Реквизит для суммы" и "К-т для суммы". Остальные колонки не заполняются. Наверное, было бы просто воспользоваться этим же документом и для регистрации прямых расходов. В этом случае в графе "Статья оборотов" было бы, например, "Основные производственные материалы", "Реквизит для суммы" – количество, "К-т для суммы" - 1.5, "Реквизит для количества" – количество, "К-т для количества" - 10, "Зависимая номенклатура" - Материал2. Это бы существенно упростило нашу задачу. Но в реальной жизни часто бывает так, что выпуск одной и той же продукции может быть запланирован сразу по нескольким спецификациям (допустим, если продукция выпускается с различными характеристиками). В этом случае прямые затраты для каждой спецификации будут различны, а документ может зарегистрировать только один вариант.
Заполнение бюджета "Гибкий 1".
Для регистрации оборота по этой статье создадим документ "Расчет по модели бюджетирования". В шапке документа укажем дату планирования – 01.10.2010, сценарий – "Гибкий1", основной источник данных – "Планы производства обороты (Гибкий1)"(источники данных для расчетов бюджетирования). На закладке "Параметры расчета (по строке таблицы)" установим связь с измерениями бюджетирования. В реквизите "Расчет количества" на этой же закладке выбираем показатель "Количество: оборот".
По кнопке "Выполнить расчет" необходимо провести расчет. Результаты расчета можно посмотреть по кнопке "Просмотр операций". При просмотре операций видно, что одновременно с оборотом по статье "Объем деловой активности" сформировались так же зависимые обороты. Для записи получившихся результатов документ необходимо провести.
Для ввода этих оборотов, так же как и для статьи "Объем деловой активности", создадим документы "Расчет по модели бюджетирования". Основные источники данных выбираем из источников, созданных с использованием произвольного запроса. Для материалов в источнике должен быть отбор: сценарий – "Гибкий1", статья затрат – "Основные производственные материалы". Для зарплаты: сценарий – "Гибкий1", статья затрат – "Зарплата основных рабочих". На закладке "Параметры расчета (по строке таблицы)" установим связь с измерениями бюджетирования. В реквизите "Расчет количества" на этой же закладке выбираем показатель "Количество: оборот"(только для материалов), в реквизите "Расчет суммы" - "Стоимость:оборот".
Формирование бюджетов для сценариев "Гибкий2", "Гибкий3", "Гибкий4".
При помощи обработки "Копирование данных бюджетирования" можно автоматически получить данные для других сценариев. Способ копирования – "Из интервала в интервал", копируемые документы: "Бюджетные операции", "Документы расчетов по моделям".
После нажатия кнопки "Выполнить" на закладках "Новые бюджетные операции" и "Новые документы расчетов по моделям", бюджетные операции нужно просто провести (на панели управления списком документов есть соответствующая кнопка). Документы "Расчет по модели бюджетирования" нужно предварительно исправить: открыть каждый документ и заменить в нем основной источник данных. После этого их нужно рассчитать и провести.
Печатную форму гибкого бюджета производства получаем при помощи отчета "Сравнительный анализ оборотов по бюджету". В окне настройки отчета указываем список сценариев, описывающий различную деловую активность.
Анализ отклонений гибкого бюджета для принятия управленческих решений.
По итогам работы за месяц станет известно количество и ассортимент фактически произведенной продукции. Для этих данных по нашей модели можно рассчитать плановые затраты, а затем сопоставить их с фактически понесенными затратами. Расчетные плановые затраты поместим в эталонный бюджет производства, для этого создадим новый сценарий "Эталон" и введем документ "План производства", указав в нем фактически выпущенную продукцию.
Далее описываем новые источники данных для сценария "Эталон" и обработкой "Копирование данных бюджетирования" наполняем эталонный бюджет данными.
Зарегистрируем в системе данные о фактически понесенных затратах и объеме выпуска при помощи документа "Учет фактических данных по бюджетам".
Анализ отклонений можно провести при помощи отчета "Сравнительный анализ оборотов по бюджету". Для этого предварительно настроим отчет.
В колонке "Эталонный период" находятся данные эталонного бюджета. В колонках отчета "Сравниваемый период 2" и "Сравниваемый период 3" можно увидеть управляемое отклонение связанное с изменением уровня деловой активности, запланированного по сценариям "Гибкий1" и "Гибкий2". В колонке "Сравниваемый период 1" выведены контролируемые отклонения. Например, в строке "Основные производственные материалы" увеличение суммы расходов связано с перерасходом материалов, в строке "Канцтовары" отклонения, возникшие за счет неэффективного контроля за издержками. Если добавить в отчет дополнительную группировку по номенклатуре, то будет видно, что увеличение расходов по статье "Основные производственные материалы" для Материала 2 связано с увеличением себестоимости материала, вызванного скорее всего ростом закупочных цен.
Таким образом, при помощи гибкого бюджета, реализованного средствами "1С:УПП 8" стал возможен факторный анализ фактических отклонений, вызванный изменением уровня деловой активности и неэффективного контроля за производственными затратами.
Спасибо!